Музыкальная математика

Мастер-класс ШПО по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"

музыкального руководителя МДОУ - детский сад № 44 "Колокольчик"

Ивлевой Елены Евгеньевны

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют музыкальные понятия.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

Как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания?

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в журнале "Музыкальная палитра” №2/ 2003год или в книге В.Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет» Москва, «Сфера» 2003 год.

Математические песенки

Песенка треугольников

Песенка квадратов

Песенка об отличии плоской и объёмной фигуре

Песенка о счёте десятками

Песенка про площадь предмета

 

Вышли пальцы танцевать

Пальчиковая игра на порядковый счёт

Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг

Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.

 

Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.

Безымянный притаился, Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.

А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.

Цепь сцепил и молодец!

 

Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.

 

Пять обезьянок

Пальчиковая игра на обратный счёт

1.Пять обезьянок прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

2.Четыре обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

3.Три обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

4.Две обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

5.Одна обезьянка прыгала в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

6.Никто из обезьянок не прыгает в кроватке,

Никто из них не падает головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Дети легли спать, дорогая мисс!»

 

Тихая поляна, быстрая река

Подвижная игра на ориентировку в пространстве

(на мелодию «Буги-вуги»)

Дети встают в 2 колонны, повернувшись лицом в одну сторону.

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Слева тихая поляна, (отводят левую руку)

Справа быстрая река. (Отводят правую руку)

Неужели стала правой моя левая рука? (Удивлённо пожимают плечами)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Проигрыш. Бегают по залу врассыпную. Останавливаются на последний звук.

Раз, два, три! (3 хлопка у правой щеки)

Раз, два, три! (3 хлопка у левой щеки)

Свою сторону найди! (Ставят руки на пояс и топают ногами.)

Дети быстро строятся в колонны. Побеждает команда, построившаяся первой.

 

 

Сардинки

(на мелодию укр. нар. песни «2 весёлых гуся»)

1.Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой волну, правой и двумя вперёд)

2.Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

(руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка (лапками слева, справа и по средине)

3.Юркнули сардинки под листок кувшинки –

(левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

(левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.

(хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой»

(щелчки пальцами и гладят живот)

5. И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (ладошкой вправо, влево, вперёд)

«Мяу!»

Ритмический кубик

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Давайте посчитаем (презентация)

Игра на счёт

 

Ритмическое лото

Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих попевок:

«Небо синее»

«Мы идём с флажками»

«Всем нам нет семи лет»

 

«Полька-Анна» И.Штрауса (презентация)

Игра на музыкальных инструментах

(треугольники, металлофоны, бубны, румбы, колокольчики)

 

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.