Уважаемые родители!

С 1 по 15 апреля 2018 г. работает комиссия по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения.

До 15 апреля родители будут уведомлены по телефону, чьи дети получат направления для зачисления в детский сад.

Для тех кто не получит уведомления, необходимо явиться в Комитет по образованию после 15 апреля в приемные дни:

вторник и четверг с 14.00 до 16.00.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ложенская Елена Александровна, воспитатель, город Серпухов МДОУ детский сада №44 «Колокольчик»

То, что я услышал, я забыл, То, что, я увидел, я помню, То, что я сделал, я знаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства , на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность. Которая понимается как поиск знаний , приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Результаты современных психологических и педагогических исследований ( Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина,Н.Н.Подьяков,В.В.Запорожец) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом закон, явлении. В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности .Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет ,но и потрогать его руками языком, понюхать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно -научного явления и обобщить полученные результаты и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека .Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания им окружающего мира . Для обозначения подобной формы деятельности примечательно к детям используется введённое Н.Н. Подьяковым понятие « детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребёнка. Н.К. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград, созидание. Мы уже сегодня сталкиваемся с тем ,что ребёнок уже в четыре года говорит: »Я не могу, не умею. »Причём если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня» ,то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня» .Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создавать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам, способностям. Творчество в экспериментировании обуславливает созданием новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка. Особое внимание уделяется таким структурным элементам экспериментирования, как цель, предвидение способов его достижения ,контроль процесса деятельности .Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интелектуальную активность и любознательность ребёнка. Познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности. Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями , умениями, навыками . Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы , выполняемые детьми самостоятельно в пространственно- предметной среде группы (например приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов). Каждое естественно -научное понятие с которым мы предлагаем знакомить детей ( температура , время, жидкость, воздух , твёрдое тело ), обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений . В итоге можно сделать вывод, что законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами , стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет -не тонет),пробуют язычком в сильный мороз металлические предметы. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ элементарными правилами безопасности. Эксперимент же специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни, природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком если это безопасно для его здоровья. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Сформировать определенную сумму естественнонаучных знаний позволяет включение в образовательный процесс ДОУ специально организованных познавательных занятий с детьми. Так, в детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи ( огонь-это тепло, это жизнь и огонь - это уничтожение всего живого). Усвоение детьми представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т.д. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития. В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий). Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности. Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо совместно с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ». Воспитатели рассказывают родителям о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях. Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами ( Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность, экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. Проделывая эту работу, ребенок научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. -80 с. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации \ Под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998. – 128с. илл. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003, - 208 с.