ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ивлева Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель МДОУ ЦРР

- детский сад № 44 «Колокольчик» г. Серпухов

«Дошкольный возраст чрезвычайно важен для

дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Если в процессе музыкальной деятельности будет

сформировано музыкально-эстетическое сознание,

это не пройдет бесследно для последующего

развития человека, его общего духовного становления».

Радынова О.П.

Пора дошкольного детства – наиболее благоприятный период для формирования первоначальных способностей детей, дающий возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе к формированию музыкальных способностей.

От взрослых людей, окружающих ребёнка, их культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, который достигнет ребенок. Заботясь о всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым каждого ребенка. От взрослых, и только от них, зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Актуальность развития творческих способностей детей вызвана тем, что перспективность личности в современном мире определяется её креативностью, которая становится всё более очевидной задачей образования. Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания. [8, с.63] «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет австрийский композитор и педагог К.Орф, - задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». [1, с.21]

Известный психолог-гуманист К.Роджерс по этому поводу высказался так: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница между теми, кто просто умный, и теми, кто умён и умеет творить». [8,с.63]

Каждый взрослый должен знать и помнить, что все дети от природы музыкальны. От педагога-музыканта требуются разнообразные знания и умения в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Важным моментом в работе музыкального руководителя становится выбор методов обучения. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Основная и важнейшая цель использования музыкально-дидактических игр и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста - развитие творческих способностей дошкольников и последовательное приобщение их к музыкальному искусству. [9, с.4]

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - создание предметно-развивающей среды и условий дляформирования у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в средствах музыкальной выразительности; побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание гармоничной личности. [5, с.6-12]

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н.А.Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки. Применение наглядных пособий в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М..Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». [6, с.3-4]

Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями, но так же каким-либо процессом – например, движением, пением и какой-либо ситуацией – например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов. [2, с.57]

Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются музыкальные игрушки, большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. [5, с.6]

Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области «Музыка» (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы.

Основная задача в процессе пения – заинтересовать детей, привить им любовь к вокальному исполнению. Создать эмоциональную настроенность детей, направить её на процесс освоения мелодии помогают игровые распевки А.Евтодьевой. Они включают в себя два образа, две музыкальные фразы на звучание голоса в разных регистрах. Наглядность и образность картинок к этим распевкам помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Благодаря такому игровому распеванию развивается образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильно выбранного голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Дети начинают чисто интонировать мелодию, развивается дикция, артикуляция, дыхание в пении, формируется самоконтроль и умение анализировать своё пение и пение товарищей. [4, с.6] Использование музыкально-дидактических игр в сочетании с попевками из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной развивает музыкальность у дошкольников и подготавливает их к обучению пению по нотам. [3, с.3] Для активизации памяти у детей применяются различные игровые приёмы. Дети учатся петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без него, «по ролям».

В процессе музыкально-ритмических движений развивается музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма ребёнка. Через игру, в занимательной игровой ситуации активно развивается и обогащается двигательная реакция детей, движения выполняются легко и непринуждённо. Играя, дети увлекаются самим процессом движения под музыку. Ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства. Чтобы научить детей чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Так же помогают и печатные музыкально-дидактические игры, используемые во время слушания. [5, с.6-12]

Игра на музыкальных инструментах - очень интересный и увлекательный вид деятельности. Но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация. В игре на звуковысотных музыкальных инструментах развиваются музыкально-слуховые представления, в дальнейшем помогающие в воспроизведения мелодии по слуху, активизируется детская фантазия. [3, с.3]

Использование пальчиковых игр на музыкальных занятиях направлено на развитие у дошкольников чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений, образно-ассоциативного мышления, воображения.

Коммуникативные игры, используемые в музыкальном воспитании, помимо становления доброжелательных отношений между детьми, помогают развитию музыкального слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве, производят радостные положительные эмоции.

В играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе с детьми, разнообразит занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М. – Л., 1970, с. 21.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду. - М.: Просвещение, 1983, с.57.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М.: Музыка, 1985, с 3.

4. Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать играя. Методическое и практическое

пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. Калуга,

2007, с. 6.

5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.:

Просвещение, 1982, с.6-12.

6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании

Дошкольников. - М.: Просвещение, 1986, с.3-4.

7. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание

дошкольников. – М.: Просвещение, 1994, с. 7.

8. Тютюнникова Т. Снова о наболевшем. Музыкальный руководитель 2008, № 1, с. 63.

9. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста -

М.: Айрис-пресс, 2005, с.4.