ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Розалия Ривхатовна Ахметшина - воспитатль

Людмила Федоровна Губанова - старший воспитатель

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). В последнее время в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ДО изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.

Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях сейчас много говорят и пишут.

Технология ИКТ и использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет ребенку перейти от объяснений к делу, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Так, педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы - «обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.

Информационно-коммуникационные технологии дают массу новых возможностей для организации тематических занятий, значительно повышают наглядность представления материала и качество его усвоения.

В настоящее время педагоги нашего детского сада акцентируют свое внимание на внедрении ИКТ в образовательный процесс, в том числе и математического развития своих дошколят.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» гласит изречение А. Маркушевича.

В непосредственной образовательной деятельности используем следующие формы обучения:

  • мультимедийные презентации и слайды;
  • компьютерные игры;
  • развивающие компьютерные программы;

Мультимедийная презентация — одна из составляющих использования ИКТ в непосредственной образовательной деятельности. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

Презентацию используем как способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация стала для нас своеобразным планом занятия, его логической структурой.

Использование мультимедийных презентаций и слайдов с помощью программы PowerPoint позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность:

  • эмоционально окрашенными,
  • привлекательными,
  • вызывает у ребенка живой интерес,
  • является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Составлены интересные презентации «Веселый счет», «Цветик-семицветик», «Геометрические фигуры», «Прогулка с Лунтиком», «Больше, меньше, равно» и др. Они позволяют закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные качества, как умение выслушать ответы товарищей.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • формируется тончайшая координация движений глаз.
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения математике.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов в развитии логического мышления:

  1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
  2. Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  3. Посмотреть на работу воспитателя с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.

В процессе использования компьютерных игр я решаю следующие задачи:

  • Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков.
  • Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
  • Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Формирование учебной деятельности в целом.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Компьютерные программы, предназначенные для развития элементарных математических представлений детей 4-5 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. А как понять предмет, если он кажется ребёнку скучным и однообразным? В этот момент на помощь приходит интерактивная доска. Она делает образовательный процесс более интересным, разнообразным и красочным для восприятия ребёнка. В образовательной деятельности применяются не только картинки, но и звуковое сопровождение и даже видеоматериалы. При помощи интерактивной доски можно объяснять новый материал, закреплять изученное, играть в игры, делать физкультминутку. Задания самые разнообразные: количество и счёт, закрепление записи числа, сравнение по картинкам, нахождение пар, прохождение лабиринтов, игры с геометрическими фигурами и т.д. С каждым разом дети совершенствуют свои навыки работы с интерактивной доской.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка. С помощью презентаций занятия проходят интересней. Приобщение ребенка к этому предмету в занимательной форме поможет в дальнейшем легче его усваивать в школе.

Презентацию можно использовать на протяжении всей образовательной деятельности или как часть её. Созданные презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)

Таким образом, технологии ИКТ позволяют в доступной и увлекательной форме развивать элементарные математические представления у дошкольников.

Так работая с ИКТ необходимо соблюдать временную нагрузку на организм ребенка, то есть положенный интервал времени, используемый на одной части образовательной деятельности. Интерактивные технологии являются очень яркими моментами в детской деятельности, ребенку не всегда хочется оставлять эти занятия, хочется продолжения яркой игры. Они позволяют не потерять эмоциональный настрой детей, сохранить интерес и добиться поставленной цели. Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Для закрепления счета до 10 используется детская мультипликационная программа «Арифметика – малышка».

Электронные пособия:

  • «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
  • «Занимательная геометрия» (Хочу все знать)
  • «Веселые уроки»

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараемся не использовать.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в образовательном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Список использованных источников.

  1. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991. – 207с.
  2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н, Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1997. – 175с.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2011. – 128с.
  4. Каджаспирова. Использование технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 1990.
  6. Сыч В. Д. Технические средства в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000.
  7. http://www.uchportal.ru/