Уважаемые родители!

С 1 по 15 апреля 2018 г. работает комиссия по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения.

До 15 апреля родители будут уведомлены по телефону, чьи дети получат направления для зачисления в детский сад.

Для тех кто не получит уведомления, необходимо явиться в Комитет по образованию после 15 апреля в приемные дни:

вторник и четверг с 14.00 до 16.00.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ

Розалия Ривхатовна Ахметшина, воспитатель МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов;

Людмила Федоровна Губанова, старший воспитатель МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Сегодня современному педагогу для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо обнаружить и развить свои способности. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы. Одним из эффективных методов воспитания инновационной культуры педагога является мастер-класс.

Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Мастер-класс – это показательное занятие педагога. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.

Мастер-класс, как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам как внутри детского сада, так и для педагогов города.

Преимущества такого подхода:

  • высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
  • приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
  • развитие гибкости мышления;
  • возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Для того чтобы организовать мастер-класс, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.

Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

Деятельность участников мастер-класса:

  • изучение разработок по теме мастер-класса;
  • участие в обсуждении полученных результатов;
  • постановка вопросов, получение консультаций;
  • обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
  • предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:

«Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен:

  • для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
  • педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п.;
  • педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;
  • методистов образовательных учреждений.

Мастер-класс не является ни семинаром, не тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.

Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования.

Как показала практика, для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов:

  • положение о мастер-классе
  • памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса.
  • информационная справка о мастер-классе.
  • план-конспект мастер-класса.
  • анкета для участника мастер-класса.

Положение о мастер-классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.

Памятка для педагога-мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.

Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.

План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.

Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Информационная справка о мастер-классе

Структура информационной справки:

  • тема мастер-класса;
  • место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
  • Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
  • сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
  • аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
  • рекомендуемая литература;
  • контактный телефон автора, электронный адрес.

План-конспект мастер-класса

Тема:

Ф.И.О. педагога мастера__

Дата проведения__

Время проведения __

Место проведения___

Продолжительность мастер-класса___

Цель мастер-класса: ____

Задачи:

  • обучающие (перечислить);
  • развивающие (перечислить);
  • воспитательные (перечислить).

Оборудование: __

Раздаточный материал:

Ход мастер-класса:

  • вводная часть,
  • основная часть,
  • заключительная часть.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Таким образом, благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в детском саду. Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность. В связи с этим проведение мастер – класса имеет огромное значение для формирования у педагогов профессиональных умений и навыков, повышения уровня педагогической культуры и мастерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.