Применение педагогических технологий и методик в практической деятельности музыкального руководителя (в рамках ФГТ)

Из опыта работы Ивлевой Елены Евгеньевны, музыкального руководителя

МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик» г. Серпухов

Сегодня, в условиях, когда российская система образования находится на этапе реформирования, возрастает необходимость саморазвития, самосовершенствования педагогов в профессиональной деятельности. В связи с этим с каждым годом повышается интерес педагогов к получению новых научных знаний, к исследовательской и инновационной деятельности; наблюдается активное внедрение лучших педагогических достижений в практику. [5] Возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время издан ряд программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе образовательной программы.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой является одной из востребованных программ воспитания и обучения в детском саду. Ведущие цели этой программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

В программе предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Cовременный детский сад на практике реализует одну программу. А на основе выбранной программы составляет свою Образовательную программу, используя специализированные (парциальные) программы с учётом приоритетного направления ДОУ и регионального компонента.

Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

Кроме того, каждый педагог вправе выбрать для работы близкую для себя методику или технологию, овладеть ею и применять в практической профессиональной деятельности. Что же такое «методика» и «технология»?

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».

Методика обучения предмету включает в себя:

  • цели обучения: образовательные, развивающие, воспитывающие, практические
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения [6]
  • Что же понимается под педагогической технологией в современой педагогической науке?

Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. [1]

Эффективность педагогической технологии всегда зависит от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка.

Педагогическая технология ставит своей целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. [3]

Высококвалифицированные специалисты могут самостоятельно разработать или выбрать педагогическую технологию в соответствии с целями обучения.

По музыкальному воспитанию сейчас имеется целый ряд программ и методических пособий. Работая музыкальным руководителем много лет, хочу поделиться своим выбором парциальной программы и методики по музыкальному воспитанию.

Парциальная программа Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!» представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности с постепенным усложнением. [4, с.7] В целом, репертуар программы «Топ-хлоп, малыши!» представляет собой переработанный, адаптированный к раннему возрасту материал на основе программы музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной. Таким образом, музыкальный материал у педагогов со стажем на слуху, что облегчает работу с детьми.

Привлекает в программе «Топ-хлоп, малыши» то, что в сборнике есть нотный материал с текстом песен, программными задачами и описанием движений расписан поквартально, специально подготовленная фонограмма с точно выверенным темпом и временем звучания. Очень удобно аудиозаписи использовать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, в свободной деятельности детей в группе.

Для методики раннего музыкального развития Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» характерной особенностью является игровая форма подачи учебного материала, доступность и практичность использования. Методика этих авторов может быть использована во всех возрастных группах. Формы участия взрослого должны быть творческими и разнообразными. Музыкальные занятия с этими аудиозаписями дарят детям массу положительных эмоций.[2]

Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» выпускается в аудиозаписи. К каждому диску имеются методические рекомендации. Песенки на диске «Ав, мяу» для детей раннего возраста побуждают малышей к звукоподражанию, помогают формировать речь ребёнка, обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких.

Пальчиковые игры, записанные на дисках авторов, помогают развивать речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Диск «Сказочки-шумелки» используется в работе для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. Сказки, звучащие на диске, рассказанные детскими голосами в сопровождении музыки и шумовых звуков, развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение детей раннего возраста. В старшем возрасте сказочки-шумелки могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

Песенки с диска для игрового массажа помогают выполнять разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие. Они воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение. Массаж дети старших групп делают друг другу.

Подвижные игры, записанные на дисках Е. и С. Железновых учат дошкольников лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения.

Разнообразные фонограммы из серии «Музыка с мамой» Е. и С. Железновых превращают музыкальные занятия в весёлую обучающую игру. При этом музыкальный руководитель не сидит за инструментом, исполняя музыку, а имеет возможность участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, использовать показ игрушек и действия с ними. Обеспечивается физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт между музыкальным руководителем и детьми. Все аудиозаписи сделаны в хорошей аранжировке, качественно и профессионально.

Только при соблюдении всех требований авторов программ к занятиям, а также придерживаясь систематичности, у дошкольников будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

Владение и эффективное применение в практической деятельности современных образовательных технологий и методик повышает качество и результативность работы.

Использованные источники

1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

2. Железновы Е. и С. Программа «Музыка с мамой» Серия аудиодисков для общего и музыкального развития малышей от 0 до 6 лет. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 08.10.2002.

3. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения.// Советская педагогика № 4. 1984, с. 117.

4.Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши»

5.Медведникова Л.Ф. Требования к аттестационным материалам педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8. 2008, с. 11.

6.Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/