РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

Бирюкова Светлана Викторовна, воспитатель, город Серпухов МДОУ детский сада №44 «Колокольчик»

Проблема приоритетности общественного и семейного воспитания представляет одну из самых актуальных тем в наши дни. Несомненно, что у семьи и детского сада - единые цели и задачи воспитания детей. Прежде всего - это становление духовно - нравственных качеств у ребёнка.

Психолого- педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) [4] Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так исследователи выделяют изменения современного ритма жизни, повышения общего уровня образования, а также увеличение неполных семей и с неблагоприятными психологическим климатом, т.е. кризисными моментами, всё более охватывающими современную семью и влияющими на её воспитательный потенциал.

Но даже в таких условиях родители не должны забывать, что, в семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребёнка, старшие передают ему определённые взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Всё это непосредственная социализация в семье.

Исследователи А.В. Петровский, А.С. Спиваковская [4] характеризуют семью как первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, как мощнейший фактор становления социальной стороны личности ребёнка, влияющий на установление им взаимоотношений с окружающими, на формирование мотивов поведения и ценностей установок.

Внутрисемейные отношения для ребёнка - первый опыт общественных отношений. В семье ребёнок получает представление о семейных ролях. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Если обратиться к истории, то в России традиционные представления о семье основаны на Православии. Сохранившиеся письменные источники 11 - 17 вв. демонстрируют уже тогда существовавший интерес к институту семьи. В православии браку отводится весьма важная роль. Так, в Библии говорится, что брак установлен Богом, это образ еденения Христа с Его Церковью. Поэтому в силу традиционных взглядов в России семья была сосредоточением всей нравственной и хозяйственной деятельности человека, смыслом его существования, символом не только государственности. но и миропорядка. Вступление в брак было показателем стремления человека к нравственному совершенству.

В "Уставе" Ярослава Мудрого (1051 -1053) освещён широкий круг вопросов, в том числе охрана чести и достоинства женщины - матери, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей, установление гуманных отношений в семье. [4]

Священный союз, христианский брак в России строился на любви к вере, ему присущи прочность, самобытность, высокая духовность. Особенно ярко раскрыт православный взгляд на семью в учении Св. Иоанна Златоуста, где брачный союз трактуется не только как внешнее соединение мужа и жены, но и внутреннее единение их душ для "взаимного вспомоществования при стремлении к нравственному усовершенствованию" (О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение Иоанна Златоуста. М., 1990. с.19). [4]

Иоанн Златоуст подчёркивает влияние семьи на всё общество: "Смотри: мир состоит из городов, города из семейств, семейства - из мужей и жен. Итак, когда возникнут ссоры между мужьями и женами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами" (О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение Иоанна Златоуста. М., 1990. с.19).

У современного общества потребность в вере не утрачена. Каждый человек во все времена пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. [4]

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. [5]

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Один из выходов - воспитание духовно- нравственных качеств у ребёнка, что возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на свое благополучие и процветание. [1]

Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования. К сожалению, все это - печальные реалии нашей действительности. Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Сами понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни - всё резко изменилось, стало с ног на голову. В результате происходящих в обществе процессов может затормозиться развитие цивилизации, если не произойдёт ещё более худшего - развитие человечества пойдёт по тупиковому пути. Отсюда очевидна возрастающая роль семьи в формировании духовно -нравственных основ подрастающего поколения.

При воспитании ребёнка в семье родители должны вести себя так, чтобы он видел, чувствовал, что его любят, о нём заботятся. А для этого надо почаще ласково и нежно с ним разговаривать и не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать. [3]

Родителям необходимо знать, что они всегда должны отзываться на потребность в общении. Взрослые должны заинтересовано, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задаёт ребёнок, его просьбам и жалобам, уметь успокоить. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что его не любят. Что плохой поступок ребёнка не влияет на отношение к нему.

Очень важно обсуждать в семье вместе с ребёнком забавные истории, которые происходили с ним раньше и были связаны с его неумелостью. При этом родители всегда должны подчёркивать всё то, что, связано с достижениями малыша. Большое значение имеет то, чтобы именно в повседневной жизни отмечались и поддерживались любые, даже незначительные, успехи ребёнка, его стремление чему-то научиться.

Родителям необходимо научиться уважать интересы и привязанности детей по мере возможности предоставлять им право выбора. Кроме того важно гуманистические подходы к воспитанию детей, но недопустима и вседозволенность в поведении детей.

Так же необходимо категорически запрещать детям бить и обижать других детей, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники.

Важным является и то, чтобы у ребёнка было чувство защищённости в семье и понимание именно в таких условиях воспитываются духовные и нравственные качества. [2]

Таким образом, следует подчеркнуть, что семья, как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, представляет собой комплексную проблему многопланового характера. В ней содержится основной потенциал формирования и развития личности. В семье преломляются и реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Оказывая большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, семья формирует духовно-нравственные основы личности.

Семья - величайшая общечеловеческая ценность, один из немногих социальных институтов, который способен воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее духовно-нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности ребёнка. [5]

СПИСОК ИСПЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. Учреждений и родителей \ Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005. -191 с.

2.Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. . Современная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 256с. (Учебное пособие)

3. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с

4. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-96 с.- (Детям о самом важном)

5. www.proshkolushkolu.ru