Современный подход к ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста. Автор - воспитатель Можаева Т.А.

Можаева Татьяна Аркадиевна, воспитатель МДОУ детского сада № 44 «Колокольчик» г. Серпухов

«Книга есть жизнь нашего времени»

В.Г. Белинский.

«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя», – говорил В.А. Сухомлинский. К сожалению, современные дети редко просят почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения.

Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Поэтому цель моей работы – формирование интереса к книгам и потребности в чтении, развитие навыков общения детей со сверстниками и взрослыми.

Невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для детей дошкольного возраста служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ « с молоком матери». Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Слово – может окрылить, слово – может убить, слово- может воспитать. Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает в обществе, что делает его человеком, то и существом говорящим и думающим. Как говорил К.И. Чуковский «поистине ребенок – есть величайший труженик нашей планеты, который к счастью, даже не подозревает об этом».

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная

пора для выработки навыков эффективного общения.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет

художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на

развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература

открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воз-

действию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают

музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны

входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.).

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного

творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность,

предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни.

С полутора лет для развития речи малышей начинают проводить занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи, когда фонематика еще не воспринимается. Эти художественные произведения передают богатство родного языка, характерное певучесть гласных звуков, мягкость согласных, своеобразное произношение. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

В этом возрасте воспитатель работает с детьми индивидуально и по подгруппам по 2-6 человек. Перед занятием воспитатель готовит наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книг, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушали голос. Поэтому одна из задач - научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух.

Воспитатель читает малышам в основном наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (ежедневно), где учитывается время года.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель - на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании - вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

После 2 лет воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождать чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие - это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Малыши любят слушать и читать стихи. Слыша ритмичный текст, ребенок соприкасается с тем, что ему было хорошо знакомо еще до рождения. Ведь первое, что слышит младенец, находясь в утробе матери – это ритм ее сердца. Поэтому стихи воспринимаются детьми как что-то комфортное, гармоничное. Вот почему так важно больше читать произведений детского фольклора.

В период адаптации ребенка к новой группе переключать внимание на игрушку: петушка, собачку, сопровождая ее движениями, чтением потешки «Петушок, петушок», «Вот собачка Жучка» и др. Ребенок успокаивается, и появляется желание слушать.

Используются во время режимных моментов потешки: при умывании «Водичка…», при расчесывании «Расти коса до пояса», при одевании «Наша Маша маленька». Назвав имя ребенка, что они особенно любят. Эти произведения сочетают в себе слово, интонацию и движения, сопровождаются показом, поэтому глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста, развитию речи.

Очень эффективен прием «удивления», когда вносится необычный сказочный предмет или к детям приходит герой произведения, или появляется «разгадка». Привлекает детей и яркая красочная обложка книг, они лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации.

Подражание – действенный метод овладения родным языком. Поэтому стараться сделать процесс чтения увлекательным, изменяя интонацию голоса, мимику, жесты, чтение сопровождать игровыми действиями, показом наглядности. Обязательно называть жанр произведения: «Сейчас я вам расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Вопросы ставить репродуктивные: «Что?», «Где?», «Когда?», «Какой?» и проблемные, требующие умозаключения: «Зачем?», «Почему?»

В работе с малышами используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы. Обучение и закрепление материала происходит в процессе увлекательной для детей деятельности. Например, сказка «Колобок» - дети с удивлением встречают Колобка, который пришел к ним в гости. После эмоционального рассказывания следует обсуждение прочитанной сказки. На физминутке дети показывают, как прыгает зайчик, бегает волк, идет медведь. Прослушивают песенку из музыкальной книжки, повторяют ее хором. Можно предложить покатать Колобка на поезде, под исполнение детьми песни «Паровоз». На инсценированной остановке организовать выставку книг разных изданий о Колобке. Встретиться и познакомиться с Колобушкой – подружкой Колобка (мягкая игрушка из ткани). Хороший прием – лепка Колобков из пластилина. В свободной деятельности рассказать Колобушке по темам недели о своей квартире, как собирали для нее мебель, угощали чаем – знакомили с посудой. Для того чтобы превратить занятие в увлекательный творческий процесс можно использовать доступную детям младшего дошкольного возраста загадку: «По дороге он катился, своей удалью хвалился. Да попался на носок, ам, и съеден…(колобок). Следующий этап – рассматривание ярких, красочных иллюстраций, слайдов, где обговаривают каждого героя. Актуально обыграть сказку, где есть сцена и зрители. С помощью родителей изготовить настольный театр (из бумаги). Далее создать игровые ситуации: придумать, что можно сделать колобку, чтобы лиса его не съела? Ответы: укатиться к бабушке (Вика), спрятаться (Ева), сказать: «Не сяду на носок» (Артем), толкнуть (Саша). На прогулке организовать лепку колобка из снега. Итогом знакомства со сказкой может быть выставка рисунков «Я колобок, колобок…» (совместно с родителями).

Хорошо прижилась и форма слушания записей. Дети замирают, прислушиваются к речи актеров и активно участвуют в повторении текста и показа движений. Любят пальчиковые игры. Под ритмичную музыку и забавный текст с проговариванием дети закаляются.

Чтобы успешно осуществить любую запланированную работу, необходимо участие и поддержка родителей.

В индивидуальных беседах, консультациях, памятках убеждать родителей, что книга, а не компьютер, – самый результативный и безопасный способ психологической защиты. Книга приходит к ребенку через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

Список используемой литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. - М.: Академия.,1998г. – 400с.
  1. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С.61.
  1. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада, Под ред. В.И. Логиновой/. - М.,1992-214с.
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с.
  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М., Просвещение, 1984г. – 220с.
  1. Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.