Режим дня дошкольников как условие сохранения здоровья детей.

Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель г. Серпухов МДОУ детский сад №44 «Колокольчик»

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [4,4]

Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, \ Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Известный русский физиолог И.П. Павлов считал, что основу режима составляет

« динамический стереотип» т. е. регулярно повторяющая деятельность, динамичная и изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Систематическое соблюдение времени и окончания ежедневных видов деятельности( занятий, сна, питания, отдыха т. д.) образует у ребенка стереотип на время: подошло время занятий- концентрируется внимание, пришло время обедать- усиливается деятельность органов пищеварения, наступило время сна - а организме происходят изменения, способствующие быстрому засыпанию т. д. [3,5]

Большое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений [2,71]

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от переутомления.

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическими особенностями дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пищи, деятельности, движении.(5,15).

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом; регулярное питание; полноценный сон; достаточное пребывание на воздухе.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

О режиме дня сказано много, но до сих пор не все родители понимают его значение. Стараясь развлечь и порадовать ребенка раннего возраста, порой переутомляют его нервную систему обилием впечатлений, и вместо радости и благодарности получают капризы, слезы и снижение иммунитета. Родители часто ни придают значение дневному сну ребенка, часто предпочитают раннее обучение. При выборе мебели и осветительных приборов обращают внимание на их дизайн, а не на размер и функциональность. В зависимости от амбиций родителей, с четырех, и даже с трех лет малыша ежедневно усаживают и пытаются научить его читать и писать, принуждая сохранять несвойственную данному возрасту неподвижность и зрительное сосредоточение. Заставляют подолгу сидеть за обеденным столом, соблюдая «приличия». Последнее время наблюдается такая тенденция, что дети шести - семи лет почти поголовно должны ходить в школу на подготовительные курсы, заниматься вечерами, посещать различные кружки и секции, не имея времени для столь необходимой им игровой деятельности.

Зачастую родители ни придают должного внимания режиму дня ребенка дошкольного возраста. А ведь правильный режим способствует укреплению здоровья, нормальное физическое развитие, дисциплинирует, улучшает аппетит, способствует спокойному и продолжительному сну, повышает работоспособность, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для психического отклонения в поведении малыша: капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает соблюдение установленного в детском саду режима и во время пребывания ребёнка дома, во время выходных, отпуска, болезни (особенно таких компонентов – как время приёма пищи, укладывания на дневной и ночной сон, прогулка на свежем воздухе). Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей в домашних условиях.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в будние, и выходные дни.

Педагоги отмечают, что выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй - третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает переутомления.

В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки.

Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного осуществления всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояния здоровья, особенностей высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное - от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье и в дошкольном учреждении.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям, предусматривающие достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон, как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.

Важно, чтобы режим дня в домашних условиях совпадал с режимом детского сада. Наблюдения за детьми в детском саду показывают, что дети, из тех семей, в которых не придерживаются режима дня в выходные и праздничные дни, плохо себя чувствуют первый день посещения детского сада, некоторые дети не выдерживают интервалы между ночным и дневным сном и засыпают в группе, на прогулки, во время принятия пищи. Такие дети капризны, плаксивы. И наоборот, где в семьях соблюдают соответствующих возрасту режим дня, дети ведут себя спокойно, они активны в разных видах деятельности, у них хороший аппетит, долгий и спокойный сон. По наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за него все делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Детей, которых дома не приучают к посильному труду с младшего возраста, не способны самостоятельно убирать игрушки, умываться и т. д. В детском саду они задерживают выполнения режима, в котором все взаимосвязано: нарушение одного из процессов режима неизбежно приводит к несвоевременному проведению последующих. Вот почему очень важно, чтобы взрослый руководил деятельностью детей в самых различных ее проявлениях, ведь навыки самостоятельности, как и многие другие полезные привычки, формируются в процессе при постоянном выполнении ребенком одних и тех же требований взрослого. Для того чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовывать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха.

Так, у ребенка формируются разнообразные полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня. В результате создаются благоприятные условия для тренировки и совершенствования функций центральной нервной системы - активного, внутреннего торможения, подвижности нервных процессов, выносливости нервных клеток коры больших полушарий. Развитие этих функций является важнейшей предпосылкой правильного поведения ребенка, воспитание у него морально - волевых качеств, что позволяет ему легко приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка. Поэтому крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки.

Только при тесном контакте детского сада и семьи, благодаря объединению совместных усилий родителей и воспитателей малышам обеспечивается эмоциональный комфорт и двойная защита, интересная и содержательная жизнь, как в детском саду, так и дома.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богина Т. Л., Терехова Н. Т.- « Режим дня в детском саду»

М: Просвещение, 1989 5с.

2. Журнал "Педагогика" 2002, 6, с. 71-77. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко. Фролов А.А

3.Крылова Е. Г. « Режим дня в дошкольных учреждениях» Москва

« Просвещение» -62с.

4.Маханёва М.Д. « Здоровый ребенок» Методическое пособие. - М.: АРКТИ 2004. - 264с.

5.Теленчи В.И. « Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет» М.: Просвещение, 1987 - 143с.

6.Социальная сеть работников образования

http://nsportal/ru/detskii-sad