ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Галина Васильевна Колесникова, воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №44 «Колокольчик» г. Серпухов

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников. [2, с.3].

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходит в процессе различных видов содержательной деятельности. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.Н.Аванесова, Л.А.Венгер, А.Н.Лебедев, Н.Н.Поддьяков, Н.Г.Сакулина .[5, с.103].

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем возрасте большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина справедливо считали, что сенсорное развитие, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.[1 , c.3].

Большое значение в сенсорном развитие имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенков по светлости и их насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов . [1, с.5].

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».[7 ,с.16].

Исследования восприятия дошкольников, проводившиеся А. В. Запорожцем и его последователями А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером,

Н.Н.Поддьяковым показали, что сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно- развивающей среды.[3 ,c.10].

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды. Особую роль предметной среды в становления личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А.Ветлугина, Г.Н.Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.[8,c.8].

Однако вопрос оснащения развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста рассмотрена недостаточным образом. Исследование последних лет со всей очевидностью показали, особую значимость для детей младшего возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания» младшего дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создаёт чувство уверенности, безопасности, создаёт предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. В группе должны быть любимые мягкие игрушки, лежать удобные подушки-черепашки, которые несут в себе и обучающие функции: закрепление основных цветов, геометрических форм, величины.

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу. При создании предметно-развивающей среды, важно подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены для детей младшего возраста. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, величина дидактических пособий имеют большой эмоциональный заряд, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 20011г. № 2151 об утверждении федеральных государственных требований программы дошкольного образования. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принцыпы

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.[6]

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это— следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающём. Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки. Желательно в группе организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.[4, c.7].

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он -образец для подражания ,через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Изучение и внедрение в практику новых подходов в организации предметно - развивающей среды, которая должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы. Предметно - развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Венгер.Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер.Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М.Просвещение,1988, С.144.

2. Киреева.Л.Г. Организация предметно-развивающей среды// Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009, С.143.

3. Метиева.Л.А, Удалова. Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии// Сборник игровых упражнений.- Изд. Книголюб, 2007, с.120.

4. Пилюгина.Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста// Пособие для воспитателя детского сада.- М.Просвещение, 1983, С.96.

5. Поддьяков.Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, - М.Просвещение, 2001, С.456.

6. Приказ № 2151 от 20.07.2011г. « Об утверждении федервльнных государственных требований программы дошкольного образования».

7. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника,- М, 1997, С.381.

8. Усова. П.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М, 2005,С.95.