СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ - ЗАЛОГ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель г. Серпухов МДОУ детский сад №44 «Колокольчик»

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого « строится фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так, важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

В связи с внедрением ФГОС в дошкольном воспитании складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [2].

Анализ педагогической литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: А. В. Запорожец ,А.П. Усова Л.А. Венгер, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и др.

В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что в дошкольном возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Именно поэтому сенсорное воспитание и развитие являются важнейшими направлениями формирования личности ребенка (В.М. Бехтерев, Е.Г. Бибанова, Е.К. Кричевская, И.А. Сикорский, Н.Л. Фигурин и др.).

В исследованиях А.В. Запорожца, Е.И. Корзаковой, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина отмечается необходимость и важность сенсорного воспитания в раннем возрасте [6].

Изучив психолого – педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников я пришла к выводу, что сенсорное развитие является приоритетным имеет первостепенное значение в развитии детей раннего возраста. Развитие ощущение о восприятия в дошкольников возрасте происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формулируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью.

Организация системы работы по сенсорному развитию позволяет воспитателю

Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности:

- разрабатывать наиболее эффективным средства и методы сенсорного воспитания,

- внедрять инновации в работу с детьми,

-расширять кругозор каждого ребенка,

-следить за успешным освоением сенсорных эталонов и сенсомоторным развитием малышей.

Продумывая систему работы в данном направлении, я поставила следующие задачи:

- создать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира,

-стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

-развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

-знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

Задачи решалась в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

В процессе игры дети узнают различие свойства предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развевающем организме ребенка – неуемной потребности его жизнерадостных движениях [1].

Игры с правилами - особая группа игр, это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами. В зависимости от характера обучающей задачи игры правилами делятся на две большие группы: дидактические и подвижные[5]. В основу сенсорного воспитания взяла дидактические игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи образовательного характера. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр [5].

В работе по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста использовались дидактические игры и упражнения, которые проводились на вертикальных плоскостях в группе. Одну из вертикальных поверхностей занимал ковролин. Система упражнений («Волшебная дорожка», «Правильно подбери оттенки», «Найди предметы такой же формы», «Найди свой домик», «Найди такой же», «Найти ниточку самую- самую..», «Нарисуй план», «Из чего состоит растение», «Домашние животные» и др. ) с его использованием способствовала активизации зрительного восприятия и развитию сенсорных способностей. В самом уголке использовались игры «Найди пару», «Что внутри», «Собери матрешку» и др. Так игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) изготовлено из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой- либо сюжет ( в данном случае «полянку в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали были различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывали разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

По мнению группы педагогов (Ф. И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.), дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. [5]

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила игры детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

В свое работе я использую принцип от простого к сложному. Сначала предлагаю детям игры на различение величины и цвета: « Грибочки по местам», «Собери бусы», «Цветная посуда» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их: «грибочки одинаковые, варежки разные», увлечено рассматривают материал, сопоставляют его, подбирают к эталону. Использую в своей работе с детьми «Пазлы». Они развивают логику, внимание, память, умение концентрироваться. Игра «Волшебные прищепки» развивает мелкую моторику рук, усидчивость, тактильные ощущения (Например: подбирать прищепки одного цвета, прикреплять прищепки по тематике – иголки к ёжику, лучики к солнцу, лепестки к цветку). Для активного воздействия на различные точки ладоней, сенсорное развитие, формирования основных сенсорных эталонов хорошо использовать в игре «Сухой бассейн». Сделать его очень просто: капсулы из киндера – сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль) обклеиваем термопленкой и складываем в небольшой глубокий пластиковый контейнер.

С помощью «Умного домика» обследуем с детьми объект, выделяя его признаками (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук). Используя «Морфологическую таблицу» у ребенка формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребенок соединяет фишкой определенного цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например: овощ и цвет).

Соединение в дидактических играх обучающих задач, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

Таким образом, в процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово- название [3].

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка.

Список использованной литературы

1.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.» Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М.:Просвещение,2001.-144с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. « Дошкольная педагогика» .-М.: Издательский центр « Академия», 2012.-416с

3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста - М. Просвещение, 2012г.

4. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной.- М. : - 2011. – 79 с.

5. Формирование восприятия у дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Л. А. Венгера. – М. : 2002. – 279 с. 6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста.» - М.: Из-во «Мозаика-Синтез», 2003. – 72 с.