ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ – детский сад №44
«Колокольчик», г. Серпухов

Известно, что ФГОС ДО, предъявляет высокие требования к организации образовательной деятельности педагога в детском саду и к результатам овладения воспитанниками целевых ориентиров. Поэтому большое внимание направлено на подготовку и квалификацию педагогических кадров. Это проявляется в обязательном прохождении курсов повышения квалификации, изменениях в процедуре аттестации педагогов.

Одним из самых главных умений воспитателя сегодня считается способность к аналитическим выводам. Современному педагогическому работнику необходимо анализировать уровень развития воспитанников, приёмы и методы образовательного процесса, построение занятия, уметь ставить цели и достигать их. И такие же аналитические умения воспитатель должен проявлять в оценке собственных профессиональных качеств. Самым современным и эффективным на сегодняшний день инструментом, отражающим работу педагога, является портфолио воспитателя.

Говоря о портфолио педагога рассмотрим сначала что же означает это слово. В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни в коем случае не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.

Несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. На них я и хотела бы обратить Ваше внимание. Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

Электронное портфолио педагога - демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Возможные разделы электронного портфолио:

  • общие сведения о педагоге;
  • результаты педагогической деятельности;
  • научно-методическая деятельность;
  • творческие планы;
  • достижения, награды

Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.

Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в программе PowerPoint,
  • Web-сайта.

Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

Рассмотрим более подробно структуру электронного портфолио педагога.

Все таки, общепринятой модели электронного портфолио нет.

Но, при составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

- портфолио развития - собирается в педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;

- отчетное портфолио - свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

- демонстрационное портфолио - это коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

- аттестационное - такая папка специально создаётся для отражения достижений воспитателя в период между аттестациями. Она предоставит экспертам все необходимые сведения, являющиеся основаниями для присуждения заявленной категории. Но создаётся она в первую очередь для самого педагога, так как она помогает наглядно отслеживать развитие профессиональных качеств. При этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Алгоритм формирования электронного портфолио:

1. Подбор информационных источников

2. Изучение теоретических и практических основ формирования электронного портфолио

3. Создание шаблона электронного портфолио

4. Сбор информации педагогами для формирования электронного портфолио согласно разделам созданного шаблона

5. Заполнение шаблона электронного портфолио информацией

6. Презентация электронных портфолио педагогами на педсовете, публикация их в сети Интернет

В связи с этим мы решили провести обзор доступных ресурсов, в том числе сайтов портфолио, с целью предоставить педагогам возможность увидеть и оценить, какие существуют формы и варианты оформления портфолио.

Вашему вниманию предлагается также схема портфолио педагога, соответствующая разделам приложения к экспертному заключению аттестационной комиссии. Особенность этой схемы состоит в том, что в портфолио включена возможность через гиперссылки ссылаться на материалы, созданные педагогом.

На основе предложенной схемы Вы можете подготовить ваше личное портфолио. Составляя свое портфолио можно вносить коррективы или дополнения в схему (вводить новые разделы или исключать неуместные).

Подводя итог работы по формированию своего электронного портфолио, могу отметить ряд очень важных моментов, которые необходимо учитывать каждому, кто собирается заниматься этим:

  • процесс создания портфолио весьма трудоемок, отнимает много сил и времени;
  • чтобы выполнить работу на приемлемом уровне, необходимо иметь определенный уровень информационно-коммуникационной компетентности;
  • необходимо постоянно фиксировать свои достижения в разных аспектах педагогической деятельности, то есть нужна четкая самоорганизация собственной работы;
  • требуется регулярно проводить самодиагностику педагогической деятельности, чтобы увидеть свои резервы.

Кстати, работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается ко II уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.