Психолого – педагогическая компетентность воспитателя

Губанова Людмила Федоровна - старший воспитатель

Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из существеннейших факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя.

В современном обществе требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность этого периода развития и его значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Психология воспитателя проявляется, формируется и изменяется в процессе осуществления им педагогической деятельности. Воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в ДОУ распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога, к которым относятся:

  • личность;
  • компетенция и подготовленность: психолого-педагогические, методические знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения и развития в ДОУ;
  • профессионально-педагогические умения, готовность: знания педагога реализуются в практической деятельности, поэтому они органически связаны с общепедагогическими умениями, навыками;
  • психолого-педагогическая деятельность в целом: процесс общения и деятельности в ДОУ носит преимущественно развивающий воспитывающий характер, что влияет на результаты образовательной практики.

Все указанные компоненты позволяют обосновать психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования —объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования, зафиксированные в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах.

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия. Какие же задачи решает современный педагог?

Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

  • видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
  • устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
  • создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает: осуществление консультативной помощи родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
  • обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности воспитателя, являются его личностные качества. Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех технологий: продуктивной (предметно ориентированной), щадящей (личностно ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Знакомство с новыми технологиями, и, совершенствование уже ранее применяемых - является одним из условий повышения профессиональной компетенции педагога.

Развитие творческих способностей дошкольников тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Исходя из этого, можно вести речь об умении педагога развивать творческие способности детей, формировать общечеловеческие ценности, воспитывать здоровый образ жизни.

Педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство воспитателя. Поэтому можно говорить о педагогическом мастерстве в широком смысле: о мастерстве воспитания, обучения, или о мастерстве организации и управления учебно-воспитательным процессом.

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима основа профессиональной деятельности, т. е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.

Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую должностными требованиями, базирующимися на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
  2. Все формы развития профессиональной компетенции педагога ДОУ, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
    групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, и т.д.);
    индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.)

Список литературы

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

Безделина Р. Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. M., 2001.

Видт И.В.Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3..

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.

Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.

Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.

Стеркина Р.Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.

Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.