Уважаемые родители!

С 1 по 15 апреля 2018 г. работает комиссия по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения.

До 15 апреля родители будут уведомлены по телефону, чьи дети получат направления для зачисления в детский сад.

Для тех кто не получит уведомления, необходимо явиться в Комитет по образованию после 15 апреля в приемные дни:

вторник и четверг с 14.00 до 16.00.

УДК: 373.24

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ

Ивлева Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель
МДОУ- детский сад №44 «Колокольчик» г.Серпухов
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматривается вопрос повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ в ходе работы над проектом. В разных аспектах освящено развитие и самосовершенствование педагога на примере из опыта работы над проектом нравственно-патриотического воспитания.

Ключевые слова: Профессиональная компетенция педагога, инновационная деятельность, проектный метод.

The article deals with the issue of increasing the professional competence of preschool teachers in the course of the project. In various aspects of consecrated development and self-improvement of the teacher as an example the experience of working on a project of moral and patriotic education.

Keywords: Professional competence of teachers, innovation, project method.

Становление новой системы образования, ориентированной на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. И здесь важна профессиональная компетенция педагога.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [2]

Чтобы педагог мог осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, ему необходимо повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Одним из путей её развития является освоение инновационной деятельности, новых педагогических технологий.

Остановимся на одной из технологий - проектный метод. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для детей интересным и увлекательным. Проектный метод естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада и сегодня широко используется. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

На примере из своего опыта работы рассмотрю повышение компетентности педагогов в ходе работы над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию «Мама. Папа. Родина. Мир». Проект направлен на детей подготовительной к школе группы. Реализуется в нашем ДОУ с каждым подрастающим поколением. Проект может органично войти в любую образовательную программу, которая реализуется в дошкольном учреждении, как составляющая часть нравственно-патриотического воспитания детей. Эффективность работы достигается при активном участии всех педагогов, работающих с этой группой детей, родителей воспитанников, социума. Педагогам даётся возможность изучить исторический и культурный материал, познакомить с ним детей, привлечь родителей, развить свои творческие способности.

Первый этап работы над проектом – организационный. На данном этапе был разработан совместный план воспитателей, музыкального руководителя, педагога по изодеятельности и родителей дошкольников. Создавалась развивающая предметно-пространственная среда, подбирался методический и музыкальный материал. Педагогам открылась возможность проявить творчество в подготовке проекта.

Второй этап – содержательный. Он проходит в течение всего учебного года. На этом этапе педагоги в разных формах ведут образовательную работу с детьми. Проводятся беседы, тематические занятия, экскурсии, литературные и музыкальные гостиные, викторины, выставки, конкурсы, концерты, тематические праздники. В ходе подготовки и проведения праздников и развлечений раскрывается творческий потенциал дошкольников и их родителей, педагогов. На таких мероприятиях дети объединены общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что способствует формированию коллективных взаимоотношений. Задача педагогов создать условия, чтобы дети испытали положительный сознательный настрой, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство гордости за свою семью, за свой родной город, за страну. В процессе общения отношения педагогов с детьми строятся на доверии, уважении, требовательности, справедливости. Создаётся благоприятный психологический климат и образовательная среда для каждого ребенка в группе. Осуществляется поиск и творческое развитие одаренных детей.

Третий этап – результативный. Он позволяет выявить, насколько в процессе нравственно-патриотического проекта дети стали более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способны к взаимопониманию и сотрудничеству, насколько уважительно относятся к людям, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Анализ проекта позволяет педагогу выстроить перспективу на будущее, изменить стиль работы с детьми, найти методы, способствующие повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь общественность, родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Материал по проекту оформляется и в дальнейшем педагог может делиться опытом с коллегами.

Отдельно хотелось бы сказать о созданных презентациях, которые используются в качестве наглядного метода для максимального достижения поставленных целей в нравственно-патриотическом воспитании. Дети вместе с мамами дома выбирали лучшие совместные фотографии и приносили их в детский сад. Презентация «Мы с мамой» - творческая работа воспитателей ко Дню матери. Видеоролик представляет собой слайд-шоу с песней о маме. Готовый фильм дети вместе с родителями впервые увидели на большом экране на празднике. Он вызвал яркие эмоциональные чувства у детей, гордость за себя, за свою семью. По такому же принципу создаётся фильм «Папины дочки» ко Дню защитника Отечества. Презентации «Парки Серпухова», «Гимн Серпухова» созданы, чтоб способствовать воспитанию у детей любви к родному городу, вызвать восхищение малой родиной, интерес к его истории, культуре, достопримечательностям. В ходе работы над видеороликами педагоги осваивают новые компьютерные программы, повышается их ИКТ-компетентность. Видеоролики о городе Серпухове в свободном доступе на видеохостинге youtube.com и могут быть использованы в работе коллегами из других ОУ города.

В рамках проектной деятельности ведется активная публицистическая работа. О своих мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги делятся на страницах журналов «Музыкальный руководитель» г. Москва и «Вестёнок» г. Серпухов, на городских методических объединениях перед коллегами, на семинарах и конференциях. на сайте ДОУ. Повышается рейтинг не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом - оно достигает высокой педагогической культуры. А педагоги становятся более уверенными и целеустремленными. Успешно проведённые мероприятия вдохновляют педагогов со своими сценариями и конспектами поучаствовать в профессиональных конкурсах.

Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса. В ходе работы над проектом с родителями установлены доверительные отношения. Родители присутствуют на детских мероприятиях и становятся их активными участниками. От участия родителей в в жизни детского сада выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, – дети. Они учатся с уважением и любовью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, проявить себя как творческую личность. Как продуктивный результат сотрудничества можно рассмотреть костюмы, созданные к детским праздникам родителями. Общение с родителями способствует развитию коммуникативных и организаторских способностей педагогов. Неукоснительно соблюдается профессиональная этика общения, ведётся постоянный поиск новых идей и форм работы, новых приемов убеждающего воздействия.

Взаимодействия ДОУ с учреждениями социума по вопросам нравственно-патриотического воспитания представляет конкретный пример вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства. Плодотворно сотрудничество нашего детского сада со средней школой №6, где создан музей боевой славы. Совместная работа с Детской школой искусств позволяет дошкольникам знакомиться с музыкой композиторов-классиков в исполнении юных музыкантов. Учащиеся ДШИ приходит в детский сад с концертами. Сотрудники Серпуховского Музейно-выставочного центра каждый год старших дошкольников приглашают в русскую избу, рассказывают о народных традициях, проводят фольклорные праздники «Калядки», «Масленица». Работники Городской детско-юношеской библиотеки в своих стенах знакомят наших воспитанников с русскими поэтами и писателями. Становится очевидным, как активная позиция государственных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. При этом педагоги получают хороший стимул к сотрудничеству, удовлетворение от совместной работы и общения.

Во время работы над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги изучают научно-методическую, учебную и историческую литературу, знакомятся с работой своих коллег, обмениваются мнениями по организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей, осваивают образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС ДО. Педагоги стали заинтересованы в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.

Правильно организованная работа над проектом становится стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. Повышение профессиональной компетенции даёт возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Список использованных источников

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
  • Компетенция (дата обращения 11.10.2016).