Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик»
                                                                  «В гармонии с природой и с собою,
                                                                   На свете чтобы жили малыши,
                                                                   Воспитывайте в детях, берегите,
                                                                  Храните экологию души!»

Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия.
 Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может  не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

Во время прогулок необходимо обращать внимание ребенка на  растения, знакомить с лекарственными травами, рассказывать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как одуванчик, подорожник, ромашка и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Например:

  • Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
  • Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит и послушает пение птиц, шелест деревьев, просто посмотрит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Список литературы о природе для детей  3-5 лет:

- Владимир Сутеев: «Под грибом», «Яблоко», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка».
- Самуил Маршак: «Усатый-полосатый», « Где обедал, воробей?».  
- Народные сказки о животных: «Хвосты», «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк»,  «Маша и Медведь», « Волк и семеро козлят» и другие.
- Лилиан Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».
- Николай Носов  «Живая шляпа».
- Николай Сладков: «Бежал ёжик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы.
- Хэйден Макэлистер  «Разноцветные путешествия». 
- Виталий Бианки: «Первая охота»,  «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше»,  «Лесные домишки», «Кто чем поёт?» и другие рассказы.
- Михаил Пляцковский  «Солнышко на память» (рассказы).
- Михаил Зощенко  «Умные животные» (рассказы)
 - Фёдор Хитрук  «Топтыжка»
- Эмма Мошковская: «Зоопарк» и другие стихи.   

 

Уважаемые родители! 

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними  животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни  будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле!