Воспитание самостоятельности у ребенка младшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик»

Гордеева Татьяна Владимировна

 

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее.

Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные виды деятельности. Дайте ему почувствовать себя взрослым, и очень скоро он войдет во - вкус и многое будет делать сам. Все родители хотят, чтобы ребенок поскорее приобрел хотя бы минимальный набор навыков ухода за собой. Научился самостоятельно умываться, одеваться, кушать, наводить порядок в комнате. С этих самых «мелочей», как раз и начинается воспитание самостоятельности и чувства ответственности столь необходимой во взрослой жизни.

Чтобы обучить ребенка самостоятельности, не надо изобретать каких-то сложных методов. Жизнь сама предоставляет массу возможностей и ситуаций. Надо просто присмотреться и чаще привлекать его к своим взрослым заботам. Важно, чтобы задачи, предлагаемые малышу, были посильными и безопасными для здоровья. Только не ждите от ребенка идеально выполненной работы. Поругав кроху за неловкость, можно надолго отбить у него желание помогать. Главное – участие!

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чем-то приходилось слушать: "Я сам!"

Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка - мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете?

Стремясь сделать всё за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя - это производит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

В 3 года ребенок может самостоятельно натянуть колготки, одеться, застегнуть пуговицы. Он то и дело заявляет маме: «Я сам!». В это время стремление к самостоятельности проявляется особенно четко. Важно не упустить этот момент и помочь ребенку освоить желанное занятие. А если что-то не получается, не спешите делать все за него. Пусть попробует ещё разок.

Как можно чаще хвалите своего ребенка – это мощное средство в родительском арсенале воспитания. Похвала обязательно должна быть адресной. То есть, если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так:   « Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то-то и то-то».

Правила обучения самостоятельности

  • Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.
  • Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать, и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
  • Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное поручение, объясните ему, к чему может привести безответственность, что есть определенные правила. Не покормил рыбок – значит, они голодные и могут даже умереть, не полил цветочки – они завянут. При этом всегда давайте малышу возможность реабилитироваться.
  • Любое обучение лучше всего проходит в игре. Например, можно посоревноваться, кто быстрее застегнет все пуговицы или зашнурует ботинки. А можно потренироваться на игрушках и помочь помыть руки любимой кукле.
  • Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
  • Ориентируйте ребенка на получение хорошего результата
  • Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.
  • Поскольку маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные «напоминалки». Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.
  • Решающее значение в обучении самостоятельности играет личный пример.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если мы не будем класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать этого от детей, то нам не удастся воспитать у малыша привычки к аккуратности.

           Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Воспитать самостоятельность у ребенка невозможно, если он не обладает необходимыми в его возрасте умениями и навыками. Выработка тех или иных навыков, умений - непременное условие формирования самостоятельности у детей. Нужно начинать с малого: оказывать ребенку своевременную помощь, контролировать его первые самостоятельные усилия. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.

И так шаг за шагом с раннего возраста родители должны формировать у детей умение проявлять самостоятельность во всем. Делать это нужно умело, чтобы самостоятельность детей не превращалась в капризное своеволие, привычку всегда поступать по – своему, не считаясь с желанием и интересами окружающих. Развитие самостоятельности неразрывно связано с формированием у детей мотивов нравственного поведения и являются частью воспитания у них моральных качеств.

 Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.