ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Розалия Ривхатовна Ахметшина - воспитатль

Людмила Федоровна Губанова - старший воспитатель

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). В последнее время в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ДО изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.

Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях сейчас много говорят и пишут.

Технология ИКТ и использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет ребенку перейти от объяснений к делу, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Так, педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы - «обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.

Информационно-коммуникационные технологии дают массу новых возможностей для организации тематических занятий, значительно повышают наглядность представления материала и качество его усвоения.

В настоящее время педагоги нашего детского сада акцентируют свое внимание на внедрении ИКТ в образовательный процесс, в том числе и математического развития своих дошколят.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» гласит изречение А. Маркушевича.

В непосредственной образовательной деятельности используем следующие формы обучения:

  • мультимедийные презентации и слайды;
  • компьютерные игры;
  • развивающие компьютерные программы;

Мультимедийная презентация — одна из составляющих использования ИКТ в непосредственной образовательной деятельности. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

Презентацию используем как способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация стала для нас своеобразным планом занятия, его логической структурой.

Использование мультимедийных презентаций и слайдов с помощью программы PowerPoint позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность:

  • эмоционально окрашенными,
  • привлекательными,
  • вызывает у ребенка живой интерес,
  • является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Составлены интересные презентации «Веселый счет», «Цветик-семицветик», «Геометрические фигуры», «Прогулка с Лунтиком», «Больше, меньше, равно» и др. Они позволяют закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные качества, как умение выслушать ответы товарищей.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • формируется тончайшая координация движений глаз.
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения математике.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов в развитии логического мышления:

  1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
  2. Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  3. Посмотреть на работу воспитателя с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.

В процессе использования компьютерных игр я решаю следующие задачи:

  • Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков.
  • Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
  • Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Формирование учебной деятельности в целом.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Компьютерные программы, предназначенные для развития элементарных математических представлений детей 4-5 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. А как понять предмет, если он кажется ребёнку скучным и однообразным? В этот момент на помощь приходит интерактивная доска. Она делает образовательный процесс более интересным, разнообразным и красочным для восприятия ребёнка. В образовательной деятельности применяются не только картинки, но и звуковое сопровождение и даже видеоматериалы. При помощи интерактивной доски можно объяснять новый материал, закреплять изученное, играть в игры, делать физкультминутку. Задания самые разнообразные: количество и счёт, закрепление записи числа, сравнение по картинкам, нахождение пар, прохождение лабиринтов, игры с геометрическими фигурами и т.д. С каждым разом дети совершенствуют свои навыки работы с интерактивной доской.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка. С помощью презентаций занятия проходят интересней. Приобщение ребенка к этому предмету в занимательной форме поможет в дальнейшем легче его усваивать в школе.

Презентацию можно использовать на протяжении всей образовательной деятельности или как часть её. Созданные презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)

Таким образом, технологии ИКТ позволяют в доступной и увлекательной форме развивать элементарные математические представления у дошкольников.

Так работая с ИКТ необходимо соблюдать временную нагрузку на организм ребенка, то есть положенный интервал времени, используемый на одной части образовательной деятельности. Интерактивные технологии являются очень яркими моментами в детской деятельности, ребенку не всегда хочется оставлять эти занятия, хочется продолжения яркой игры. Они позволяют не потерять эмоциональный настрой детей, сохранить интерес и добиться поставленной цели. Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Для закрепления счета до 10 используется детская мультипликационная программа «Арифметика – малышка».

Электронные пособия:

  • «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
  • «Занимательная геометрия» (Хочу все знать)
  • «Веселые уроки»

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараемся не использовать.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в образовательном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Список использованных источников.

  1. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991. – 207с.
  2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н, Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1997. – 175с.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2011. – 128с.
  4. Каджаспирова. Использование технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 1990.
  6. Сыч В. Д. Технические средства в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000.
  7. http://www.uchportal.ru/

Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Ольга Васильевна Горячева, воспитатель МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

«Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека»
(Бернард Шоу)

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.

У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний. И чтобы интересно было для каждого, необходимо использовать дифференцированный подход к детям [4, с.10]

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)

Для формирования математических способностей детей необходимо:

  • выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста;
  • использовать разнообразные игры для развития математических способностей;
  • создать условия для объединения усилий семьи и педагогов детского сада, способствующие успешному развитию математических способностей.

Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б.Паскаль)

Каково же развитие математических представлений в историческом аспекте?

Совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история отражена в различных литературных источниках.

Значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.).

За частной проблемой обучения детей основам математики просматривается глобальная философская проблема общности людей, имеющих общие «истоки» во всем, в том числе и в становлении математических знаний. В этом смысле математика может быть образно названа «международным» языком общения, так как даже на элементарном уровне коммуникации наиболее доступными знаками, символами для общения оказываются «пальцевой счет», показ цифр, времени на часах, ориентировка на различные геометрические фигуры т. п. Эти эталоны оказываются понятными и на невербальном уровне общения.

В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова…).

Ведь умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека (Б.Шоу)

Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5-11 годам). Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека (Н.Випер).

Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М,В,Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит». Система увлекательных математических игр и упражнений поможет нам педагогам подготовить детей к школе и позволит усвоить программу дошкольного образования:

  • формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
  • овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;
  • формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания [6, c. 78].

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника. [8,c.13]

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

  • игры с цифрами и числами;
  • игры путешествие во времени;
  • игры на ориентировки в пространстве;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры на логическое мышление.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

К ним относятся:

  • НОД по ФЭМП («Необыкновенные приключения в городе Математических Загадок», «В гости к гному - часовщику», «Петрушкины игрушки», «Космическое путешествие»);
  • математические турниры («Умники и умницы», «Что, где, когда?»);
  • викторины, конкурсы («Путешествие в страну Чудес», «В гостях у феи Математики», «Задания для Незнайки»).
  • Загадки математического содержания: «У кого одна нога, да и та без башмака?»; «Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны»; «Годовой кусточек каждый день роняет листочек, Год пройдёт – весь лист опадёт» [2, c.15].
  • Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Математическое лото», «Наша игротека», «Волшебная мозайка», «Пазлы».
  • Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Подбери детали», «Найти ошибки», «Куб - хамелеон», «Счетные палочки».
  • Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».
  • Игры на объёмное моделирование: «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор».
  • Игры – забавы, лабиринты, математические кроссворды, шарады, головоломки: «Чайный сервиз», «Кубики для всех», «Составь слоника», «Мельница» [3,c.12].
  • Задачи - шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Может ли дождь идти два дня подряд?» (нет). «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» (у кольца). «У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?» (4).»Как можно сорвать ветку не спугнув на ней птички?» (нельзя, улетит)
  • Развивающие игры по математике: «Какую пуговицу потерял Рассеянный?», «Кто, где живёт?», «Сколько пар ботинок?» (задача детей, назвать пропущенные числа).
  • Игры в шашки, шахматы.
    Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Можно использовать игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопард и зайцы».
  • Игры с мотивационной ситуацией: «Путешествие по комнате», «Будь внимательным», «Разложи по коробкам» [5, c. 65].

Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, созданы уголки математики и экспериментирования в соответствии с возрастом детей. В уголок математики можно поместить:

  • наглядно - демонстрационный математический материал;
  • познавательные книги для детей;
  • настольно – печатные игры;
  • дидактические, развивающие игры;
  • шашки, шахматы;
  • палочки Кюизенера, блоки Дьенеша;
  • кубики с цифрами, знаками;
  • счетные палочки;
  • разнообразный занимательный математический материал.

Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. Своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий, способствует усвоению материала. К нему обеспечивается свободный доступ детей [7, c. 120]

Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным [1,с.82] Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний и способностей дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
  2. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
  3. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
  4. Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
  5. Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.
  6. Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.
  7. Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
  8. Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ

Розалия Ривхатовна Ахметшина, воспитатель МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов;

Людмила Федоровна Губанова, старший воспитатель МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Сегодня современному педагогу для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо обнаружить и развить свои способности. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы. Одним из эффективных методов воспитания инновационной культуры педагога является мастер-класс.

Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Мастер-класс – это показательное занятие педагога. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.

Мастер-класс, как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам как внутри детского сада, так и для педагогов города.

Преимущества такого подхода:

  • высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
  • приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
  • развитие гибкости мышления;
  • возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Для того чтобы организовать мастер-класс, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.

Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

Деятельность участников мастер-класса:

  • изучение разработок по теме мастер-класса;
  • участие в обсуждении полученных результатов;
  • постановка вопросов, получение консультаций;
  • обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
  • предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:

«Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен:

  • для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
  • педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п.;
  • педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;
  • методистов образовательных учреждений.

Мастер-класс не является ни семинаром, не тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.

Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования.

Как показала практика, для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов:

  • положение о мастер-классе
  • памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса.
  • информационная справка о мастер-классе.
  • план-конспект мастер-класса.
  • анкета для участника мастер-класса.

Положение о мастер-классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.

Памятка для педагога-мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.

Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.

План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.

Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Информационная справка о мастер-классе

Структура информационной справки:

  • тема мастер-класса;
  • место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
  • Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
  • сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
  • аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
  • рекомендуемая литература;
  • контактный телефон автора, электронный адрес.

План-конспект мастер-класса

Тема:

Ф.И.О. педагога мастера__

Дата проведения__

Время проведения __

Место проведения___

Продолжительность мастер-класса___

Цель мастер-класса: ____

Задачи:

  • обучающие (перечислить);
  • развивающие (перечислить);
  • воспитательные (перечислить).

Оборудование: __

Раздаточный материал:

Ход мастер-класса:

  • вводная часть,
  • основная часть,
  • заключительная часть.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Таким образом, благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в детском саду. Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность. В связи с этим проведение мастер – класса имеет огромное значение для формирования у педагогов профессиональных умений и навыков, повышения уровня педагогической культуры и мастерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Музыкальная математика

Мастер-класс ШПО по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"

музыкального руководителя МДОУ - детский сад № 44 "Колокольчик"

Ивлевой Елены Евгеньевны

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют музыкальные понятия.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

Как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания?

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в журнале "Музыкальная палитра” №2/ 2003год или в книге В.Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет» Москва, «Сфера» 2003 год.

Математические песенки

Песенка треугольников

Песенка квадратов

Песенка об отличии плоской и объёмной фигуре

Песенка о счёте десятками

Песенка про площадь предмета

 

Вышли пальцы танцевать

Пальчиковая игра на порядковый счёт

Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг

Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.

 

Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.

Безымянный притаился, Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.

А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.

Цепь сцепил и молодец!

 

Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.

 

Пять обезьянок

Пальчиковая игра на обратный счёт

1.Пять обезьянок прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

2.Четыре обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

3.Три обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

4.Две обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

5.Одна обезьянка прыгала в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

6.Никто из обезьянок не прыгает в кроватке,

Никто из них не падает головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Дети легли спать, дорогая мисс!»

 

Тихая поляна, быстрая река

Подвижная игра на ориентировку в пространстве

(на мелодию «Буги-вуги»)

Дети встают в 2 колонны, повернувшись лицом в одну сторону.

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Слева тихая поляна, (отводят левую руку)

Справа быстрая река. (Отводят правую руку)

Неужели стала правой моя левая рука? (Удивлённо пожимают плечами)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Проигрыш. Бегают по залу врассыпную. Останавливаются на последний звук.

Раз, два, три! (3 хлопка у правой щеки)

Раз, два, три! (3 хлопка у левой щеки)

Свою сторону найди! (Ставят руки на пояс и топают ногами.)

Дети быстро строятся в колонны. Побеждает команда, построившаяся первой.

 

 

Сардинки

(на мелодию укр. нар. песни «2 весёлых гуся»)

1.Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой волну, правой и двумя вперёд)

2.Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

(руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка (лапками слева, справа и по средине)

3.Юркнули сардинки под листок кувшинки –

(левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

(левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.

(хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой»

(щелчки пальцами и гладят живот)

5. И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (ладошкой вправо, влево, вперёд)

«Мяу!»

Ритмический кубик

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Давайте посчитаем (презентация)

Игра на счёт

 

Ритмическое лото

Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих попевок:

«Небо синее»

«Мы идём с флажками»

«Всем нам нет семи лет»

 

«Полька-Анна» И.Штрауса (презентация)

Игра на музыкальных инструментах

(треугольники, металлофоны, бубны, румбы, колокольчики)

 

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.